1. Общее положение
1.1. Грамотность человека 21-го века – это набор способностей и умений, объединяющих его слуховые, зрительные и информационные возможности. Это комплекс понимания человеком силы образов и звуков, познания и использования их власти для создания, изменения и распространения цифровых медиа, адаптации их к новым формам. Модернизация системы образования сегодня рассматривается, как потенциал инновационного развития общества и основана на реализации новых концептуальных подходов к развитию образования.
1.2. Внедрение ИКТ – технологий является одним из приоритетных направлений модернизации, позволяющих не только повысить качество обучения, но и способствующих развитию информационной компетентности, раскрытию интеллектуально потенциала личности обучающегося.
1.3. Главными составляющими информационной компетентности обучающегося являются:
- умение правильно отбирать источники информации;
- умение находить и преобразовывать информацию их различных источников;
- владение конкретными навыками по использованию технических устройств;
- способность использовать в своей деятельности компьютерные информационные технологии;
- знание особенностей информационных потоков в нужной области.
1.4. Под информационно-коммуникационными технологиями мы понимаем систему способов, приемов и методов работы с информацией, применение которых обеспечивает решение профессиональных задач обучения и закрепления навыков.
2. Использование ИКТ в учебном процессе
2.1. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:
- активизировать познавательную деятельность слушателя в очное и заочное время;
- сохранять устойчивый интерес к программе обучения;
- моделировать и визуализировать сложные технологические процессы и явления, рассматриваемые в процессе обучения по разным направлениям;
- слушателям заниматься самостоятельным поиском, подбором и анализом необходимой информации в сети Интернет;
- развивать креативные способности, формировать общую и информационную культуру у слушателей.
2.2. Главными преимуществами применения ИКТ являются:
- возможность осуществлять дифференцированный подход к слушателям разного уровня подготовки;
- использование визуального, аудиовизуального и видео сопровождения на занятиях;
- сохранение высокого темпа освоения материалов;
- обеспечение эффективной обратной связи между преподавателем и слушателем;
- осуществление оперативного и объективного контроля за подготовкой слушателя;
- достижение высокого качества усвоения материала слушателем.
2.3. В очное, заочное обучение со слушателем применяются такие формы ИКТ-технологий, как: презентации, интерактивные тесты, работа по поиску информации в Интернете, подготовка проектов, применение готовых технологических решений, электронных справочников и цифровых образовательных ресурсов.
2.4. Одной из активных форм педагогических технологий, которые развивают высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности и способствуют формированию информационной компетентности слушателя, являются проектные технологии и программы. Совместная деятельность по работе над проектами и заданиями демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого слушатели также распределяют зоны ответственности, помогающие всесторонне проявлять компетентность личности.
3. Использования в учебном процессе мультимедиа и специализированного программного обеспечения
3.1. Презентация:
- наглядность при прохождении программы;
- быстрая проверка самостоятельных заданий слушателей в опорных конспектах: блок схем, формул, схем, выводов;
- решение поставленных задач и просмотр результата;
- коллективное обсуждение представленных на обсуждение технических решений, технологических дефектах на фотографиях, ошибок в проектных расчетах и т. п. Обсуждение этих неточностей, или, как их ещё называют в теории информации, шумами или помехами, позволяют вырабатывать у слушателя самоконтроля.
3.2. Видеофрагмент - позволяет сэкономить время преподавателя для подготовки и проведения данного опыта на занятии.
3.3. Анимация - реальный опыт провести невозможно, а анимация показывает, как на самом деле будут вести себя рассматриваемые объекты.
3.4. Тест на компьютере:
- даёт возможность быстро проверить знания слушателя, полученные в период обучения на предыдущих лекциях;
- позволяет увидеть преподавателю степень усвоения материала и умение применить полученные знания для решения поставленных задач;
- сразу же провести дополнительную работу над ошибками.
3.5. Компьютерное моделирование на специализированных программных продуктах является одним из эффективных методов изучения сложных систем. Компьютерные модели проще и удобнее исследовать в силу их возможности, проводить вычислительные эксперименты в тех случаях, когда реальные эксперименты затруднены по разным причинам. Логичность и формализованность компьютерных моделей позволяет выявить основные факторы, определяющие свойства изучаемого объекта-оригинала (или целого класса объектов), в частности, исследовать отклик моделируемой физической системы на изменения её параметров и начальных условий.
Все эти преимущества использования ИКТ в учебном процессе в сочетании с лекцией преподавателя позволяют развивать внимание и визуальное мышление – способность представлять образы и управлять ими в воображении. А визуальное (образное теоретическое) мышление является основой понимания.
4. Оптимальная организация учебного процесса
4.1. Использование ИКТ - технологий в процессе учебной деятельности позволяет оптимизировать учебный процесс, вовлечь в него слушателей как субъектов образовательного процесса, развивать самостоятельное мышления.
4.2. Совершенствование учебных планов и программ по учебным предметам, разработка соответствующих положений и других локальных актов (документов, приказов), обеспечивающих активизацию использования ИКТ и ИС в образовательном учреждении, ресурсное обеспечение и методическую поддержку (в т. ч. педагогических кадров).
4.3. Развитие взаимодействия и сотрудничества учебных дисциплин на основе межотраслевых связей.
5. Заключительные положения.
5.1. В решении вопросов, не нашедших свое отражение в настоящем Положении, органы управления организацией, должностные лица и работники руководствуются Уставом и действующим законодательством.